Финансовый контроль, повышение эффективности бизнеса и оптимизация операционной модели и структуры компании
Описание ситуации:
В результате смены владельца крупного российского НПЗ новой команде руководителей потребовалось обеспечить управление заводом. В связи с тем, что передача осуществлялась в крайне сжатые сроки, для обеспечения поддержки управленческой команды собственника было решено привлечь команду «ПСК‑Решения» на 4 месяца, с целью обеспечения поддержки в области финансового контроля текущих платежей, а также разработки инициатив по оптимизации организационной структуры, финансового контроля и сокращения операционных расходов.
Роль «ПСК‑Решения»:
Финансовый контроль и оптимизация процессов:
- Ежедневный контроль и сопровождение текущих платежей, проверка первичных документов;
- Анализ существующих систем согласования платежей и формирования ДДС;
- Анализ процесса приемки работ/услуг и ТМЦ, взаиморасчетов с компаниями прежнего собственника и ВГО;
- Анализ текущей договорной базы и оптимизация процесса согласования договоров.
Повышение эффективности бизнеса:
- Анализ производственных и административных затрат, бенчмаркинг с предприятиями-аналогами;
- Определение зон оптимизации расходов, формирование предложений по снижению затрат;
- Выявление рычагов повышения операционной и производственной эффективности, оценка экономического эффекта, разработка плана внедрения мероприятий.
Создание целевой операционной модели и операционной структуры бизнеса:
- Анализ существующей и разработка целевой организационной структуры в разрезе функциональных блоков;
- Анализ существующих и разработка новых должностных инструкций для создаваемых штатных единиц.
- Разработка предложений по оптимизации численности персонала, положений об оплате труда и материальном стимулировании работников;
Результат:
Команда «ПСК‑Решения» сопровождала менеджмент компании в течение 4 месяцев на ежедневной основе. Ключевые результаты, достигнутые за это период:
- Разработан и внедрен в работу скользящий прогноз ДДС с детализацией до отдельного платежа с горизонтом планирования 1 месяц, обновляемый на ежедневной основе;
- Проведен детальный анализ просроченной и текущей кредиторской задолженности. Сформирован набор приоритетов, разработана методология и механика работы с задолженностями по системе приоритета. Методика внедрена в работу Компании для эффективной «расшивки» просроченной кредиторской задолженности;
- Разработано более 20 рекомендаций по сокращению операционных расходов и оптимизации производственных процессов с расчетом экономического эффекта для каждой инициативы. Быстрый экономический эффект от разработанных рекомендаций, достижимый в пределах 1 года составил более 200 млн руб. в год, эффект, достижимый в долгосрочной перспективе, составил до 1,5 млрд руб.
- Разработаны и согласованы целевые организационные структуры функциональных блоков. Число уровней управления сокращено до трех-четырех, норма управляемости персоналом увеличилась вдвое, неэффективные штатные единицы оптимизированы или сокращены. Годовая экономия от оптимизации штатной численности составила до 130 млн руб. в год;
- Разработаны типовые должностные инструкции по ключевым руководителями (ЗГД, ЗГД-1 и ниже) для дальнейшего тиражирования на другие должности;
- Проведен анализ ряда ключевых бизнес-процессов (платежи, согласование договоров и приёмка ТМЦ), по итогу которого предложены и согласованы инициативы по внедрению изменений в бизнес-процессы с целью повышения эффективности управляемости бизнесом.