Фото Егора Алеева / ТАСС
Впервые за 28 лет своего существования маркетплейс Ozon отчитался о чистой прибыли от основных бизнес-операций. По итогам II квартала 2025-го она составила 359 млн рублей по сравнению с убытком в 28 млрд рублей за тот же период прошлого года. На чем вырос Ozon и стоит ли инвесторам ожидать такой же динамики и дальше?
Ozon в цифрах
Холдинг Ozon, один из крупнейших российских маркетплейсов (второе место в рейтинге самых дорогих компаний Рунета по версии Forbes), впервые за время своего существования стал прибыльным: во II квартале компания получила 359 млн рублей прибыли. Годом ранее маркетплейс за тот же период получил убыток в 28 млрд рублей.
Компания показала рост выручки во II квартале на 87% год к году, до 227,6 млрд рублей. Кроме того, маркетплейс отразил в отчетности рекордное значение скорректированной квартальной EBITDA — 39,2 млрд рублей.
Основа бизнеса Ozon — электронная коммерция. Выручка этого сегмента во II квартале 2025 года составила 189,4 млрд рублей, увеличившись за год на 73%. Это случилось благодаря росту заказов на 61% год к году и оборота на 51%. При этом сегмент электронной коммерции прибыли не принес. Убыток сегмента e-commerce до налогообложения во II квартале — 9,5 млрд рублей.
Первой за 28 лет чистой прибыли (исключая разовые операции) холдинг во многом обязан своему финтех-направлению, в которое входит Озон Банк. Выручка этого сегмента — 46,2 млрд рублей или 17% в общей выручке холдинга, но в EBITDA доля финтеха составила уже 37,5%. И именно финтех-направление получило прибыль до налогообложения в 13 млрд рублей. Помогло развитие кредитного и транзакционного бизнеса Ozon Банка, который предоставляет услуги по оформлению кредитных и дебетовых карт, рассрочки на товары с маркетплейса, кредитованию бизнеса, вкладов и накопительных счетов.
Клиентская база финтех-направления Ozon увеличилась на 43%, до 34,4 млн человек, сказано в отчетности. Карта Ozon банка активно используется не только на самой платформе: в 55% случаев клиенты оплачивают ею покупки вне маркетплейса. Объем займов, который был выдан клиентам, вырос на 73% год к году, до 100,2 млрд рублей.
В этих финансовых результатах важно то, что они обеспечиваются не разовыми факторами, обращает внимание партнер Capital Lab Евгений Шатов. «Долгое время компания активно инвестировала в развитие: выстраивание логистики, привлечение новых пользователей и их удержание, завоевание и сохранение доли рынка. Многие скептически относились к тому, что это может быть оправданным и вообще выльется в положительный результат», — говорит он.
При этом расписки Ozon PLC на финансовые результаты компании отреагировали небольшим ростом, до 4406 рублей прибавив в цене около 2%.
Полноценный банк
Основным фактором дальнейшего роста компании станет развитие финтех-направления и Ozon Банка, убежден инвестиционный стратег «Гарда Капитал» Александр Бахтин. «По сути, компания выстроила собственную экосистему, чтобы выжимать максимум из платежей за товары, которые проходят через ее маркетплейс», — говорит Бахтин.
«Банк «Озона» стал полноценным банком, клиенты которого копят, занимают, тратят, широко используют карты для оплаты везде, а не только заводят учетную запись, чтобы получать скидку на маркетплейсе», — добавляет Евгений Шатов.
Маркетплейс продолжит расти за счет расширения складов, автоматизации процессов на них, роста сети пунктов выдачи и курьерской доставки. Сроки доставки сокращаются, что стимулирует клиентов совершать новые заказы. Количество заказов растет также благодаря экспансии в регионы и доставке в отдаленные населенные пункты, говорит Шатов.
«Ozon растет быстрее рынка. Этому способствует естественная консолидация сектора вокруг крупнейших игроков электронной коммерции. При этом потенциал роста популярности маркетплейсов еще не исчерпан — увеличивается число клиентов и их активность», — добавляет инвестиционный стратег «ВТБ Мои инвестиции» Алексей Корнилов.
Основной риск для Ozon при этом связан с растущей конкуренцией по основным направлениям деятельности компании, говорит аналитик «БКС Мир инвестиций» Мария Суханова. При этом она добавляет, что до сих пор маркетплейсу это не мешало расти.
Что дальше
Сейчас покупать расписки Ozon PLC могут только квалифицированные инвесторы, напоминает руководитель отдела анализа акций Sirius Capital Анна Казарян. Это связано с тем, что холдинг относится к так называемым «квазииностранным» компаниям, чьи ценные бумаги с конца прошлого года недоступны широкому кругу инвесторов.
Ozon ожидает переезд с Кипра в Россию: 30 июля компания получила разрешение на перевод бизнеса от Кипрского регулятора. Ожидается, что смена регистрации произойдет до конца года. Ozon, как и многие другие российские компании, будет функционировать в формате МКПАО (Международная компания публичное акционерное общество). Холдинговая компания зарегистрирована в специальном административном районе на острове Октябрьский в Калининградской области.
Переезд будет означать, что компания приведет структуру управления в соответствие с требованиями российского правительства и снизит регуляторные риски, говорит управляющий директор «ПСК-Решения» Сергей Нунупаров.
Для завершения процедуры расписки Ozon PLC будут конвертированы в акции нового акционерного общества, которые и будут обращаться на российских биржах. Когда это произойдет, котировки могут снизиться из-за переизбытка предложения со стороны продавцов, которые ранее держали расписки в иностранных депозитариях, предупреждает менеджер проектов Aspring Capital Степан Горбунов.
Объем расписок в иностранной инфраструктуре оценивается примерно в 30% капитала, говорит Мария Суханова из БКС. При этом она считает, что этот объем после конвертации не попадет на биржу одновременно, процесс переезда компании, обмена расписок на акции будет постепенным и на котировках это заметно не скажется.